Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: Ц Ц Ц
Изображения:
Шрифт: Arial TNR
Кернинг: 1px 2px 3px
Обычная версия
Выбор образовательного учреждения
Муниципальные учреждения:

"Уважение к старшим"

Уважение к старшим, как одно из важнейших требовании нравственности, у вайнахов признается высшим достоянием личности. Оговоримся сразу же. Отношение к старшим у всех народов мира является самым большим богатством.

В семьях чеченцев и ингушей с малых лет детей учат доверять старшим, внимательно относиться к их убеждениям, проявлять по отношению к ним вежливость, чуткость, скромность, деликатность.

У вайнахов принято заботиться о старших. Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего шли к старикам, чтобы справиться о здоровье, поговорить с ними, поделиться своими радостями и заботами. Сохраняется эта этическая норма и сегодня, особенно в селах.

"... Не только сын, дочь, но и все члены семьи, в том числе и внуки, проявляют заботу о стариках. Дети называют деда - "воккха дада" ("большой отец"), а бабушку чаще всего - "мама" ("нана"), то есть "мать". Сестер отца, матери называют "деца", старшего брата отца - "воккха ваша" ("старший брат"), а младшего - "жима ваша" ("младший брат"). Как правило, родители, а также дедушка, бабушка, младшие братья и сестры из уважения не называют первенца его настоящим именем, а дают какое-нибудь другое, ласкательное.

Не вставать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения расценивалось и расценивается и сегодня как большой недостаток в воспитании, как нарушение этики. Дети порой могут ослушаться, не выполнить просьбу или требование отца, матери, и они, на худой конец, простят это. Но считалось и считается недопустимым, если они ослушаются, не выполнят ту или иную просьбу дедушки, бабушки, других старших родственников или соседей ...

 Уважение к матери и отцу - это священный долг каждого сына или дочери. Вайнахи говорят: "Дай, наний реза ца хилча, дуьненан балех а, эхартан 1азапех а воккхур вац олу" ("Если не будут довольны тобой отец и мать, то и в жизни и после смерти ты будешь наказан, проклят"). Отсюда родились и такие пословицы: "Хороший сын - сердце отца, плохой сын - горе отца", "Чем плохой сын - лучше хороший зять" и т.д. 

Любой тайп вайнахов устанавливал свои этические той в деле обращения к старшим. Особое место отводилось женщинам и подросткам. Так, если женщина встречала на своем пути старика, то обязательно, не доходя до него, оставляла грудного ребенка у обочины дороги, сама проходила мимо. Это - знак уважения к нему. Старик, подойдя к ребенку, обязательно развернет одежонку и посмотрит. Если девочка - то даст деньги, если же мальчик, - то положит рядом кинжал. Мать и отец, когда подрастал сын, на свадьбу обязательно приглашали этого старика.

И поныне широко распространены этические нормы, когда молодые люди при встрече со старшими любого возраста проявляют этикет. Они обращаются к ним со словами: "Пусть будет день вам добрым!", "Чем могу быть вам полезным?" и т.д. Это не просто слова. За ними следуют благородные действия. Особенно эта норма соблюдается в сельской местности.

Разве не прекрасный был обычай, когда при отце сыновья, а младшие дети - в присутствии старшего брата не садились? Или другое. Если на улице, в общественном месте стоят почтенные люди, проходивший мимо должен был обязательно с ними поздороваться, хотя они ему и не знакомы. А вот еще. Когда сидят молодые люди, а проходят старшие, сидящие должны встать в знак уважения и стоять, пока те не пройдут. У горцев Кавказа, в том числе и у чеченцев и ингушей, была нормативная этика, когда всадник через свое или чужое село не имел права, сидя в седле, проезжать. Эти и подобные правила многие молодые люди и сегодня считают нормой поведения. А те, кто их игнорирует - теряют человеческое достоинство, позорят родителей, подрывают тайповые устои. Сегодня не все молодые люди почтительно относятся даже к отцу и матери, некоторые позволяют себе даже оскорбить их, унизить, проявить бездушие, жестокость и другие негативные действия.

В недалеком прошлом любой старик или просто старший по возрасту мог сделать замечание молодым за не правильное поведение. В этих случаях обычно спрашивали: "Чей ты сын?", "Почему позоришь родителей?". И это имело положительное воздействие. Каждый должен заботиться о возрождении исконной вайнахской этики. Тогда успех будет обеспечен.

К сожалению, мы не всегда правильно оцениваем свои поступки, очень плохо знаем своих предков и их этику поведения, не стремимся ее наследовать и соблюдать. Отсюда и многие нарушения нравственных норм поведения.

Живя в семье, находясь в общественных местах, вы каждый день соприкасаетесь с этими проблемами. И высшей честью для нас должно быть глубокое и доброе уважение к старшим. Не надо забывать, что каждый в свое время станет и пожилым, и стариком, и престарелым.

В поэме "В горах Чечни" (Грозный, 1977, с. 3) Арби Мамакаев тонко подметил:

Что знаем мы о старине,

О том, как жили наши деды?

Какие мудрые заветы

Они оставили Чечне!

Их научила мать-природа

Быть тверже неприступных гор.

Всего милее им свобода.

Всего страшнее им позор ... 

И пусть каждая мать может сказать словами Магомета Сулаева: 

Сыночек мой, гордилась я тобой,

Хоть малой искрой ты казался людям,

А для меня ты был Казбек горой,

И солнышком моим, и светлым чудом ...

 

0
"Как помочь детям подготовиться к экзаменам" | День Конституции Российской Федерации
Комментарии (0)